Для молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенного уровня тревожности, неуверенности в своих силах, что в большинстве случаев и является причиной развития у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе. В связи с этим, современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с такими людьми. Для этого разрабатываются соответствующие индивидуальные программы на основе филигранного учета всех особенностей развития молодых людей с привлечением специалистов, осуществляющих сопровождение.
Большое значение в организации деятельности имеет роль сопровождающего взрослого. Его задача не только дать знания, обучить инвалидов и раскрыть их интересы, но и помочь человеку найти себя, сформировать духовные потребности, побудить к социальной самореализации личности.
Сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития можно рассматривать как процесс совместного движения (своевременное определение пути наиболее оптимального развития ребенка, оказание психологической помощи и поддержки).
Различные нарушения вызывают у ребят значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают возможность заниматься многими видами деятельности.
Сопровождающий стремится сформировать адекватную самооценку, развить познавательный интерес у молодых людей, научить их видеть и понимать окружающий мир, научить общаться со взрослыми и сверстниками через мероприятия.
Цель работы с данной категорией молодых людей заключается в обеспечении им возможности вести образ жизни, выбирать досуг, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении молодого человека к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний, опыта, участия в общественно-полезном труде.
Сфера деятельности социального педагога распространяется и на родителей ребят, ибо как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями».
Еще одной задачей социального педагога в работе с семьей ребенка с ментальными и психофизическими нарушениями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами, педагог выполняет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.
Психологическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребят с тяжелыми множественными нарушениями развития, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. И не менее важным условием полноценного развития ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития на любом этапе является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.