Вопросы личной гигиены особо актуальны для людей с ментальными и психофизическими нарушениями в процессе социализации. Начиная от мотивации и заканчивая адаптированной средой. Навык выполнения гигиенических процедур необходим не только для сохранения здоровья человека с инвалидностью, но и влияет на качество общения с окружающими людьми. У аккуратного и опрятного человека гораздо больше возможностей расширить круг общения.
Человеку с ментальными нарушениями порой сложно понять зачем нужно чистить зубы, принимать душ и носить чистую одежду. Поэтому гигиенические процедуры должны быть включены в распорядок дня, разработаны алгоритмы выполнения процедур, в ванных комнатах размещены визуальные опоры. Помещение, оборудование и сантехника должны быть адаптированы с учетом особенностей людей с ментальными и психофизическими нарушениями, чтобы человек мог выполнить гигиенические процедуры максимально самостоятельно.
Умение себя обслуживать является одним из важнейших компонентов независимости и самостоятельности в повседневной жизни человека. Процесс формирования навыков самообслуживания у взрослых людей с нарушениями развития является логическим продолжением педагогической работы, проводимой с ними в детском и подростковом возрасте. Несмотря на то, что прием пищи, действия с одеждой, гигиенические процедуры происходят каждый день, с самого раннего возраста, в силу разных причин молодые люди с нарушениями развития и к 18 годам не полностью реализуют потенциал своих возможностей. Они остаются недостаточно самостоятельными в выполнении тех или иных действий по самообслуживанию, либо делают их очень некачественно или, столкнувшись с какой-либо трудностью, отказываются от самостоятельных попыток и ждут помощи со стороны.
Гигиена тела включает:
• мытье рук
• вытирание рук
• мытье лица
• вытирание лица
• чистка зубов
• очищение носовой полости
• мытье под душем
• бритье
• использование женских гигиенических средств
• пользование косметическими и парфюмерными средствами
• уход за ногтями
• уход за волосами
• контроль своего внешнего вида (осмотр себя с использованием зеркала).
Основные трудности при обучении | Варианты помощи |
Не соблюдают последовательность действий при мытье рук | использование графических изображений |
Испытывают трудность при использовании мыла | использование жидкого мыла с дозатором
|
Испытывают трудности при открывании крана | установка смесителя с рычагом |
Не регулярно чистят зубы | Использование памятки «ежедневные утренние дела» |
Из-за нарушений моторики рук испытывают затруднения при выполнении большинства операций по чистке зубов | подбор приспособлений |
Вытирают нос рукой, рукавом | постоянное ношение носового платка, бумажных платков и напоминание, помощь |
Не желают принимать душ | место для принятия душа должно быть максимально безопасным и удобным для использования (оборудовано поручнями, сидением, резиновым ковриком на дне ванной и на полу, удобными вентилями смесителя и т.п.) |
Моют отдельные части тела | соблюдение определенной последовательности намыливания, ополаскивания и вытирания полотенцем тела |
Испытывают трудности при регулировке температуры воды | дополнительная маркировка кранов |
Используют для личной гигиены средства, принадлежащие другим людям | маркировка самих средств гигиены и мест их хранения |
Не контролируют внешний вид в зеркале | использование зеркала для контроля своего внешнего вида – например, подсказка (картинка на двери) перед выходом «Посмотри в зеркало» |