Для организации учебной квартиры нужно быть готовым к тому, что необходимы будут финансовые вложения для ее ремонта, обустройства и оборудования. Учебная квартира должна соответствовать требованиям к ее местоположению.
Учебная квартира должна находиться в районе населенного пункта с развитой инфраструктурой и располагаться отдельно от места дневной занятости, как минимум в двух остановках общественного транспорта. Располагаться на первом этаже обычного жилого. Рядом необходимо наличие не менее двух продуктовых магазинов со свободным доступом к товару и структурированной выкладкой товара. Остановка общественного транспорта должна находить на расстоянии не более 400 метров от квартиры, где останавливается транспорт не менее 2 видов и не менее 2-3 маршрутов.
При покупке оборудования необходимо учитывать, что в группе могут быть ребята с разной степенью инвалидности и возможностей, а значит создаваемая среда должна быть ориентирована на возможности молодых людей, а не на желания и вкусы родителей и преподавателей. В группе есть молодые люди с нарушением зрения, значит не подходит модная и красивая сенсорная плита, плита должна быть с щелкающими переключателями. Некоторым ребятам тяжело высоко поднимать ноги — значит необходимо демонтировать пороги. И так должна быть проработана каждая деталь в квартире для учебного сопровождаемого проживания. Тяжело открывать выдвижные ящики в диванах, значит ящик должен выдвигаться от лёгкого нажатия и т.д.
Необходимо активное участие родителей и опекунов воспитанников в помощи организации процесса учебного сопровождаемого проживания, как в предварительном, так и на организационном этапах
Предварительный этап включает:
Участие родителей и опекунов в принятие решения об организации при учреждении учебной квартиры;
Необходимо создание рабочей группы из родителей и опекунов в помощь учреждению для осуществления деятельности по организации учебной квартиры;
Организация помещения для учебной квартиры;
Разработка программы сопровождаемого проживания воспитанников учреждения, порядка заселения.
Разработка схемы проживания, памяток для воспитанников, проживающих в учебной квартире, системы мониторинга индивидуальных достижений воспитанников.
На организационном этапе:
В соответствии с принятыми документами, такими как: порядок заселения, схема проживания, программа учебного сопровождаемого проживания, число воспитанников, которые будут проходить программу учебного сопровождаемого проживания:
Участвовать в составлении графика проживания в учебной квартире, где по датам указано время проживания каждого из воспитанников, которые будут обучаться в учебной квартире.
Подбор воспитанников для совместного проживания осуществляется с учетом их пожеланий и мнения специалистов (психологов, педагогов);
Участвовать в определении перечня объектов социальной инфраструктуры, с которыми будут взаимодействовать воспитанники в ходе учебного сопровождаемого проживания;
Помогать в определении степени самостоятельности проживания воспитанников (что они приобретают самостоятельно, что готовят самостоятельно, какие решения могут принимать самостоятельно и т.д.);
Участвовать в обсуждении способов приобретения продуктов, гигиенических средств, канцелярских принадлежностей и других необходимых для самостоятельного проживания предметов;
Составлять совместно с воспитанниками список предметов, которые им необходимо иметь для самостоятельного проживания. Помогать определить, что у них уже имеется, а что необходимо приобрести, где и в каком количестве (зависит от сроков проживания).
Формирование группы обучающихся происходит с учётом следующих критериев:
1. разнополый состав группы.
Рекомендуемое наполнение группы – 4 человека: 2 молодых человека и 2 девушки;
2. психологическая совместимость потенциальных участников. На этапе планирования группы выяснятся предпочтения самих молодых людей («нравится», «дружу»), сведения от сотрудников мастерских о конфликтах, потенциальных симпатиях;
3. потребность в необходимой физической помощи со стороны сопровождающих.
Группа подбирается таким образом, чтобы в ее составе были молодые люди с различными физическими и умственными возможностями. Также важно предусмотреть, чтобы в составе группы были люди с разной степенью выраженности нарушений, нуждающиеся в разном объеме посторонней помощи. Смешанный состав дает возможность участия самих обучающихся в оказании помощи друг другу и разумное распределение ресурса персонала для обеспечения качественных услуг по сопровождению, а также создание условий безопасного проживания.
Основными условиями приёма являются:
• Желание молодых людей участвовать в обучении.
• Готовность родителей (опекунов) к сотрудничеству – наличие запроса на обучение их детей, готовности выполнять рекомендации специалистов.
• Возраст – принимаются молодые люди и девушки, достигшие 18-летнего возраста.
• Дневная занятость кандидатов. Принимаемые на обучение молодые люди обеспечены занятостью в интеграционных мастерских.
• Состояние здоровья кандидатов:
– отсутствие заболеваний в острой, подострой стадии и хронических в стадии
обострения и декомпенсации, требующие активного медицинского вмешательства;
– отсутствие любых приступообразных и проградиентно текущих психических
заболеваний со склонностью к частым обострениям или рецидивам болезни
с частыми декомпенсациями, требующими лечения в стационаре;
– отсутствие туберкулеза в активной стадии процесса;
– отсутствие заразных заболеваний кожи и волос;
– отсутствие острых инфекционных заболеваний.
• Готовность нести свои текущие расходы. Обучающиеся оплачивают питание, коммунальные услуги и приобретение расходных материалов для проживания из средств своей пенсии. Сумма ежемесячного вклада может меняться в зависимости от изменений тарифов на коммунальные услуги и цен на продукты питания и хозяйственные товары.