Известно, что все любят отдыхать и всем нам необходим отдых. У каждого из нас есть предпочтения: это может быть отдых на диване или экстремальный поход в горы. И каждый раз мы ждём отдыха, так как он заряжает нас энергией и позволяет затем более продуктивно работать. Для того чтобы отдых был эффективным, нужно уметь правильно отдыхать.
Особое значение эта тема приобретает для людей с тяжелыми нарушениями развития, потому что, отдыху, как и любой другой необходимой для жизни человека деятельности, их нужно обучать специально. Молодые люди с тяжелыми нарушениями развития часто затрудняются выбрать для себя вид отдыха, так как не знают, что значит «отдыхать». Среди вариантов «отдыха» называются такие, как: «выколачивание ковра», «мытьё полов» и т.д. Вследствие недостаточного опыта испытывают затруднения при выборе вида отдыха. Не умеют организовывать свой досуг, являются пассивными участниками. Не учитывают свои финансовые возможности и доступность вида отдыха. Не учитывают сезон, погодные условия при выборе отдыха. Знают, как хотели бы отдохнуть (например, посмотреть кино), но не знают, где находится кинотеатр. Выбирают место не подходящее для выбранного вида отдыха.
Для ознакомления с разными видами отдыха, а также для облегчения выбора вида отдыха создается «Каталог досуга». Отдых может быть «дома» и «вне дома», «совместным» и «индивидуальным». В процессе обучения вводится понятие «свободное время» и включается в планирование деятельности.
Содержание обучения досуговой деятельности включает:
1. Выбор и решение о проведении свободного времени:
• выбор вида досуга с учетом имеющегося свободного времени (выход в город, выезд за город, отдых дома, поездка в другой город и т.д.);
• сообщение о своем желании, обсуждение вариантов с другими обучающимися;
• выбор места проведения досуга.
2. Выбор даты и времени проведения досуга.
3. Организация досуга:
• собрать информацию о желаемом отдыхе (узнать варианты, связанные с местом и временем: позвонить, найти информацию в Интернете, спросить у знакомых и т.д.);
• выяснить стоимость проведения выбранного досуга;
• спланировать маршрут;
• подготовить необходимую одежду, вещи, материалы.
4. Осуществление досуга.
5. Завершение (обмен впечатлениями).
Трудности в процессе обучения | Варианты решения |
Не могут сообщить о своих предпочтениях (стесняются, не привыкли отстаивать свою точку зрения) | при выборе вида досуга каждый обучающийся обязательно высказывается во время вечернего планирования |
1. Имеют свои предпочтения в плане время препровождении активно предлагают их, не прислушиваясь к мнению и желаниям других | вид досуга выбирается с помощью голосования всех участников. |
Не привыкли готовить материалы для проведения досуга (обычно они готовятся кем-то) | определение места хранения материалов для творческих видов отдыха и игр, маркировка его пиктограммой |
Предпочитают отдыхать, не выполнив свои домашние дела | обозначение времени досуга в расписании дня специальной карточкой «Свободное время» |
Не могут определить границы отдыха (слушают музыку или смотрят телевизор весь день) | — использование таймера для ограничения времени отдыха |