Дневная занятость

Для любого взрослого человека одна из важных проблем, является проблема занятости. Для людей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе интеллектуальными в Новосибирской области, как и в целом по России, в настоящее время нет системного решения данной проблемы. Организация сопровождаемой дневной трудовой занятости решает сложную задачу профессионального обучения и социальной адаптации молодых людей с тяжелой интеллектуальной инвалидностью. Такая работа положит начало новому, равноправному подходу к вопросу их полноценного жизнеустройства.
В качестве основной мотивации для молодых людей, имеющих инвалидность в местах общественно-полезной дневной трудовой занятости выступает полезная работа. Характер труда в этой ситуации может быть самым разным: от простых сортировочных, сборочных или картонажных операций до ремесленной и творческой работы в специально созданных мастерских. В технологии «Сопровождаемое проживание» на базе Ассоциации «Интеграции» созданы мастерские, где люди с различными видами ментальных нарушений получают первичные трудовые навыки, узнают взаимоотношения «коллега-коллега», «начальник-подчиненный», осознают логическую связку «работа-зарплата». В мастерских операции разработаны так, чтобы ребята с любыми видами нарушений могли участвовать хоть в самом маленьком процессе, но самостоятельно.
Например, свечная мастерская, где учатся катать свечи из вощины и создают литые свечи с различными узорами. Молодые люди с инвалидностью обучаются всей цепочки создания продукции. Изготавливают фитили, потом катают свечи, упаковывают, добавляют декор.
В швейной мастерской ребята учатся шить сумки и полотенца. Так же они участвуют во всех процессах. Раскраивают ткань, приметывают, а потом самостоятельно прошивают на швейной машинке.
На компьютерных занятиях осваивают набор текста, его редактирование, безопасное использование интернета и многое другое.
При организации мастерских для людей с ментальными видами нарушений необходимо учитывать следующие факторы:
1. Весь технологический процесс разделяют на отдельные операции, для того чтобы можно было подобрать хотя бы одну для выполнения человеку даже с самыми сложными нарушениями.
2. Продукция должна иметь практическое применение в повседневной жизни.
3. Технология производства должна быть безопасной и оборудование адаптировано к использованию людьми с нарушением зрения, интеллекта и другими психофизическими нарушениями.
Проект «Жизнь в сопровождении – современный способ социальной помощи» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства труда и социального развития Новосибирской области.