Досуг – важная часть общей программы сопровождения

Отдых необходим каждому человеку, так как он заряжает нас энергией и позволяет затем более продуктивно работать. Но выбор и организация отдыха для людей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе ментальными, является определенной проблемой. С раннего детства родители особенного ребенка используют все возможности, стараясь развить его творческие способности. Очень часто особенные дети обучаются в коррекционных школах и имеют возможность общения со сверстниками и принимать участие в организованных в мероприятиях. Сложнее обстоит дело после окончания школы или, когда ребенок находится на домашнем обучении. Возникает дефицит общения, и навыки коммуникации регрессируют. Родители стараются занять ребенка и организуют для него посещение всевозможных кружков — танцы, театр, музыка и т.д. В результате формируется представление «жизнь — праздник» и повзрослевшие особенные дети не различают понятий «отдых» и «работа». К тому же у них не сформирован навык самостоятельного выбора и организации своего досуга.
В большинстве случаев досуг сводится к просмотру телевизора, игр в планшете и телефоне, прослушивание музыки. Так если дети с типичным развитием легко переносят игру в новые ситуации, а обычные взрослые люди самостоятельно организуют свой досуг с учетом различных факторов и обстоятельств, то людям с ментальными особенностями нужна помощь в выборе досуговой деятельности, ее организации и осуществлении.
Молодые люди с тяжелыми нарушениями развития в основном выбирают пассивные виды отдыха, даже если они имеют опыт участия в более сложных вариантах проведения свободного времени, они не умеют или не имеют возможности самостоятельно его организовать. Часто, навыки, сформированные у особого человека в определенных ситуациях, не переносятся в иные условия, поэтому возникает необходимость их специального формирования в процессе сопровождения по жизни.
Еще одной проблемой является отсутствие у ребят интересов и увлечений, а также не способность сообщать о желаемом виде отдыха.
С учетом специфики психофизического развития, людям с ментальными нарушениями необходимо ставить специальные задачи, связанные с обучением организовывать и проводить досуг. Так же у них необходимо сформировать представление о том, что время для досуга наступает после выполнения всех обязательных дел.
Досуг способствует яркости ощущения пространства времени и территории жизни, он стимулирует вкусы, «запахи» материальности мира, звуки и созвучия.
Духовно богатый, разнообразный досуг является действенным средством и в педагогической поддержке т.е. в нахождение адекватных каждому ученику способов помощи в решении его проблем.
Поэтому в рамках реализации Проекта «Жизнь в сопровождении – современный способ социальной помощи», который реализуется на средства Фонда президентских грантов и Министерства труда и социального развития Новосибирской области, мы заложили обширный блок мероприятий, направленных на содействие творческой самореализации и личностному росту людей с ограниченными возможностями здоровья, и, прежде всего, молодежи.
При организации досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.
Можно констатировать, что организованный досуг с учетом выделенных развивающих и воспитательных возможностей может выступать в качестве одной из организационных форм работы с обучающимися с ОВЗ, и обеспечивающей их специальной (коррекционной) поддержкой, направленной на удовлетворение их особых образовательных потребностей и по праву называться одной из основных частей комплексной программы по сопровождаемому жизнеустройству людей с инвалидностью.